Толстой А.Н. К молодым писателям. Полн. собр. соч. Т.13. М.: Изд-во худ. лит., 1949, с. 413.
Речь человеческая есть завершение сложного духовного и физического процесса. В мозгу и в теле человека движется непрерывный поток эмоций, чувств, идей и следуемых за ними физических движений. Человек непрерывно жестикулирует. Не берите этого в грубом смысле слова. Иногда жест – это только неосуществленное или сдержанное желание жеста. Но жест всегда должен быть предугадан (художником) как результат душевного движения.
За жестом следует слово. Жест определяет фразу. И если вы, писатель, почувствовали, предугадали жест персонажа, которого вы описываете (при непременном условии, что вы должны ясно видеть этот персонаж), вслед за угаданным вами жестом последует та единственная фраза, с той именно расстановкой слов, с тем именно выбором слов, с той именно ритмикой, которые соответствуют жесту вашего персонажа, то есть его душевному состоянию в данный момент.
8 комментариев:
Я не люблю жесты, да и слова часто лживы, поэтому, я предпочитаю слушать и спокойно сидеть. Жесты и мимика овладевают мной только тогда, когда я рассказываю о невероятном событии, о том, что завладело моим разумом и душой, именно тогда я стараюсь так много слов в минуту вставить, что половину забываю, теряю, поэтому жесты помогают мне правильней и четче сформулировать мои мысли. Но так не всегда, часто сами жесты «выдают» мои фразы. Есть привычки или, как сейчас принято выражаться «коронные» жесты, по которым сразу можно сказать, что скажет и как поведет себя человек. Вот я, например, когда слушаю человека, очень редко заглядываю в глаза, не потому что боюсь, что он узнает правду или еще что - то в таком духе, просто не хочу знать о проблеме больше, чем сам об этом рассказывает человек, поэтому я смотрю в сторону. Наверное, это не правильно в какой - то мере, но чуточку проще.
Не всегда есть возможность выражать свои мысли словом.На то есть разные причины...присутствие не желательных людей рядом,к примеру.Есть люди,которые не хуже нас могут объяснят друг другу какие-то вещи..в общем общаться...и у них нет возможности говорить -глухонемые.Для них главным выражением мыслей являются жесты.Я лично люблю жестикуляцию..+ мимику,иногда это лучше вместо тысячи слов.
Толстой пишет, что слово вторично. Но оно таково с его позиции-позиции автора, который рисует героя. А если посмотреть с точки зрения читателя,то вторичным становится именно жест, так как читатель сперва усваивает информацию, изложенную на бумаге, а уже после выстраивает в воображении полную картину события представленного автором-тон голоса героя, жесты, выражение лица.
Тандем слова и жеста необходим для полного, ясного, красочного общения. Для себя я не буду утверждать что первично. Иногда взгляда достаточно, что бы сообщить собеседнику то что можно было бы и сказать. Но иногда и слово, сказанное без жеста и эмоций может привести к необратимым последствиям.
И все-таки...Вначале было Слово :-)
О связи жеста и слова.
Можно много рассуждать о первичности слова или жеста. Но то, что они взаимосвязаны, это однозначно. Мы, действительно, непрерывно жестикулируем. Очень сложно проследить за собой во время разговора или общения. Ты весь погружен в общение, в разговор. Но если задаться целью и проследить жестикуляцию собеседника. Жесты во многом определяют отношение говорящего к теме и содержанию передаваемой информации. Каждый человек передавая одинаковую информацию по-своему будет «оформлять» её жестами. И Толстой говорит о том, что слова «соответствуют жесту вашего персонажа, то есть его душевному состоянию в данный момент».
Жесты дают возможность лучше понять человека, его речь, настроение, эмоции. При этом иногда излишняя жестикуляция мешает и отвлекает. Разумное использование жестов можно использовать для влияния на людей.
"Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания."
(Освальд Шпенглер)
Этот текст наводит на одну простую мысль - по человеку всегда видно его истинное отношение к тому что он говорит. Говоря утвердительный текст, но сомневаясь в нем, человек не сможет действительно утверждать убедительно, мы почувствуем ложность утверждения. И как приятно, когда человек чувствует и понимает то, о чём говорит, совершая жест, он уже показывает то что мы с радостью слышим следом!
Нет, пожалуй, жест не следует перед словом, хотя и тесно с ним связан. Жест – не язык, и не предтеча языка. Жестами выражают эмоции животные. Эмоции – а не мысли! Человек тоже, отчасти, животное, поэтому и человек использует жесты.
Но жест человека вторичен по отношению к слову. Или лучше так – в человеческом жесте слово уже подразумевается. Сначала захотел сказать что-то, затем это и показал, и все это – в долю секунды!
Отправить комментарий