Голос

1) способность интонировать речь или петь;
2) совокупность звуков, разнообразных по высоте, громкости, тембру и длительности, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками;
3) биоакустический феномен, состоящий в том, что звуки, образованные активностью голосовых складок несут информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социо-культурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности.

   
В лингвистическом смысле голос является дифференциальным признаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безударных слогов, материализует интонацию.
В психологическом аспекте голос, если расширить это понятие включением в него особенностей произношения (дикцию), составляет звуковой облик человека.

Голос является важным средством звуковой (аудио-) коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи.
В коммуникативном плане голос, прежде всего, обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, голос может быть обращен одномоментно ко многим участникам коммуникации. Кроме того, голос, при известных условиях, позволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание.

Голос, используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Во многих случаях необходимыми атрибутами профессионального голоса являются также полётность, адаптивность, помехоустойчивость и. суггестивность.
  
Голос образуется путем модуляции выдыхаемой струи воздуха колебаниями эластичных голосовых складок. В голосообразовании принимают участие воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань) и система резонаторов (ротоглоточная и носовая полости). Во время дыхания воздух из дыхательных путей под действием выдыхательной мускулатуры, создающей в них повышенное давление, плавно и непрерывно проходит через широко открытую голосовую щель. При голосообразовании голосовая щель замкнута и голосовые складки напряжены. Щель открывается под давлением воздуха лишь на короткое время. Через нее из дыхательных путей выходит часть воздуха. После этого, под действием аэродинамического эффекта Бернулли и сил упругости, голосовые складки снова смыкаются, а подскладочное давление снова стремится их разомкнуть. Так возникают квазипериодические импульсы воздушного давления, которые воспринимаются как голос.
А.Князьков

8 комментариев:

Настя комментирует...

Данный текст довольно интересен. Он дает представление о понятии "голос". Очень точно подмечено, что голос составляет звуковой облик человека. При прочтении последнего абзаца текста и одновременном просмотре изображения "Строение голосового аппарата" понятным становится процесс голосообразования.

Катя комментирует...

с малых лет нас с братом учили музыке.
учили петь.мы пели вместе с мамой каждый вечер.песни были звонкие,нежные,быстрые,медленные.она учила нас чётко выговаривать слова.
само понятие голос очень интересно.ведь это чудо,что человек может произносить такие прекрасные звуки.потому что порой голос такой красивый,что диву даёшься.мне всегда был интересен процесс голосообразования.данный текст ответил на мои вопросы.
голос чем-то напоминает взгляд.манеру взгляда.иногда по внешности человека не скажешь,какой именно у него голос.а голос у каждого особый.редко встречаются очень похожие голоса.
у нас с братом были очень похожие голоса в детстве.и когда кто-то из нас брал телефонную трубку,нас всегда путали.разница была только в том,что я говорю "аллё" ,а он - "алло". впоследствие у Славы голос поменялся.стал низким.и теперь нас уже не путают.
голос-это чудо. нужно уметь управлять им.нужно тренироваться.
в заключении хочу сказать,что данный текст оказался очень интересным пособием и ,если честно, мне захотелось больше говорить и даже петь.

Крухмалев Андрей комментирует...

Интересный текст. Голос-это хрупкая вещь, за которой как и за любой вещью нужен уход. ЕГо нужно выробатывать, обробатывать.В вокале главное правильно сделать звукоизвлечение..с придыхательной атакой..Если этого не сделать и петь на себя..в скором времени связки скажут тебе-"СТОП" и перестанут работать..Так что Голос свой нужно беречь как зеницу ока!!!

Аркадий Александрович Князьков комментирует...

Андрей пишет: "В вокале главное правильно сделать звукоизвлечение..с придыхательной атакой..Если этого не сделать и петь на себя..в скором времени связки скажут тебе -"СТОП" и перестанут работать..."

С научной точки зрения такое утверждение ничем не обосновано. Скорее всего здесь изложена позиция одного из педагогов по вокалу. На самом деле придыхательная атака далеко не всегда может принести пользу.

Крухмалев Андрей комментирует...

ну с правильно поставленным дыханием можно петь всю жизнь не смотря на возраст. Пример-Юрий Антонов (столько лет поет (в принципе голосовые данные не сильные) и голос совсем не изменился. А все это от правильной постановки дыхания и звукоизвлечения...

Narika комментирует...

Голос-это удивительное понятие...Голос дан большинству людей на нашей планете.Кому-то грубый,кому-то нежный,но не каждому дан певческий голос.Нет ни одного инструмента,который смог бы хоть как-то соперничать с человеческим голосом(певческим).У всех певцов разные голоса.Есть такие певцы,что при их пение(вокале)люди просто забывают обо всем,они готовы слушать певца бесконечно и ни на что не отвлекаться.В этот момент певец находится на грани счастья,ведь для артиста важно как раз,то чтобы зритель был в шоке(в хорошем смысле этого слова).Такие чувства невозможно описать,их можно только почувствовать.

Надежда Железняк комментирует...

Для того чтобы человека услышали, нужно говорить противоположным окружающему шуму голосом. Полётность придаст голосу красоту, а суггестивность убедительности. Адаптивность же позволит быстро изменить свой голос в нужном направлении. Представляя физиологию возникновения голоса, всегда проще воспроизвести нужный профессиональный звук на вокале, во всяком случае для меня, поэтому с удовольствием пользуюсь этими знаниями. Особенно ценной мне показалась информация на одной из лекций о противоположности голоса шуму для возможности быть услышанным.

Нина Опанасенко комментирует...

К своему удивлению, до прочтения текста "Голос" я мало что знала о голосе. Всегда догадывалась что голос не полностью, но характеризует человека, но не думала что со стольких разных сторон. И еще очень понравилось научное объяснение о том, как рождается голос- тоже не знала. Что-то слышала, где-то читала, но в представлении всегда было, что голос это как "часть организма". А по сути, это оказалось комплексом механизмов, которые при своем взаимодействии рождают наш голос)Как я это для себя поняла. Спасибо)