10 наиболее важных топов

Инвенция, обучая искусству аргументации, опиралась на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «сгущенном» виде, например, в пословицах: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат  единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род и вид, определение, целое - части, свойства, сопоставление, причина и следствие и другие).
Рассмотрим 10 наиболее важных топов.
 
1. «Род – вид»
Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция). Например, рассуждая о породах собак, мы понимаем, что общим (родовым) понятием по отношению к собаке будет «домашнее животное». В свою очередь понятие «собака» мы можем разложить на некие разновидности, например, на охотничьи, сторожевые, комнатные, которые делятся на  породы: овчарка, пинчер, спаниель и т.п. И овчарки в развитие этого понятия могут быть восточноевропейскими, кавказскими и др.
Разновидность является подразделением в топе «род – вид». Осознание предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) требует умения разделять всё на некие вариативные подвиды. Например, осмысляя понятие «игра», мы выделим игру как детское развлечение, как творческий, актёрский акт, как манипулирование и т.д.
 
2. «Определение»
Определение (definitio, дефиниция) служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. Часто определение звучит в самом начале речи. Определить предмет речи – значит назвать его общий род (клён – дерево, зима – время года) и видовое, специфическое отличие от других предметов того же рода (демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия). Риторические определения могут быть менее строгими, в том числе образными (метафорическими) и парадоксальными: «Лиса – всем известный зверь, своей хитростью вошедший в пословицу», «Зима – сон природы», «Лень – двигатель прогресса».
 
3. «Целое – части»
Осмысление содержания происходит с использованием модели «целое – части». Это значит, что явление действительности, предмет речи можно рассмотреть:
а) как часть некоего целого и рассуждать также  и об этом целом. Если вы говорите о Владивостоке, то можете рассмотреть его в составе и Приморского края, и России;
б) как целое, состоящее из элементов, и говорить об этих элементах. Например, рассказ о Владивостоке  - это рассказ о специфике его районов – мыса Чуркин, Второй Речки, 71-го микрорайона и т.д.
Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов.
Части предмета речи могут служить характеристикой целого. Вспомним портрет Базарова, который даёт Тургенев в романе «Отцы и дети». Одежда-балахон и красные большие руки Базарова подчёркивают сущность этого человека и противопоставляют его миру Кирсановых. Часть может гиперболизироваться (преувеличиваться) в целях создания выразительного образа, достижения комического эффекта:
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
А у милого лицо
Занимает всё крыльцо.
 
4. «Свойства»
Под топом «свойства» подразумеваются очень близкие друг другу смысловые модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. Умение вычленять свойства, определяющие предмет, а не только перечислять равнодушно всё подряд, без разбора – главное и второстепенное, важное и неважное – это умение свидетельствует о субъективном, личностном взгляде на предмет речи, с одной стороны, и о грамотном, объективном, аналитическом подходе к явлениям действительности, - с другой. Таким образом, чтобы правильно применять топ «свойства», необходимо избирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, интересные для говорящего и для слушающих, и выражать собственное мнение, собственную оценку. Для большей выразительности можно прибегать к топу «свойства» в изменённом виде, например, как бы замещая этим единственным свойством весь предмет. Это происходит, когда мы даём персонажам «говорящие» фамилии: Правдин у Фонвизина, Коробочка у Гоголя и т.п.
 
5. «Сопоставление»
Смысловая модель «сопоставление» отражает универсальность мыслительных операций, направленных на поиск сходства и различия в окружающей нас действительности. Топ «сопоставление» существует в двух видах – сравнение и противопоставление. Если мы ищем сходство (аналогию) между предметами, мы сравниваем. Если фиксируем своё внимание на различиях, то противопоставляем. Сравнение – это механизм познания. Одно познаётся через другое: «Голос любимой подобен флейте», «Человек в драке сходен с животным», «Шум моря похож на удары огромного тамбурина».
Противопоставление часто реализуется через специальную фигуру речи – антитезу: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь». Обыгрывание сравнения и противопоставления в одном и том же отрывке даёт интересную, образную картину, помогает глубже понять явление: «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, как он, гонимый  миром  странник, но только с русскою душой» (так писал о себе М.Ю. Лермонтов).
 
6. «Причина и следствие»
Это один из универсальных топов, отражающих причинно-следственные отношения между явлениями в мире и, соответственно, между понятиями, идеями, передающими эти отношения. Эта смысловая модель существует в двух разновидностях:  в виде веера и  в виде цепочки.
Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:
                                          причина
следствие                          причина
                                          причина
                                      причина
                                      причина                            следствие
                                      причина
Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга –  лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.
«Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:
причина          следствие              следствие                  следствие.
                     
                         причина                 причина                    
Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».
 
7. «Обстоятельства»
Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.
Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?
 
8. «Пример»
Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.
Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.
 
9. «Свидетельство»
Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».
В качестве свидетельства нередко используются пословицы и поговорки как выразители народной мудрости.
Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.
 
10. «Имя»
Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.


E.Н. Гринько http://library.fentu.ru/book/gumi/105/1-5.htm

5 комментариев:

Михаил Коткин комментирует...

Безусловно очень интересная и важная статья. Обучаясь искусству аргументации необходимо опираться на некоторые смсловые модели.И ведь действительно, услышав какой нибудь афоризм или пословицу, мы порой даже не задумываемся над тем, что они построены с помощью похожих схем мышления, причинно - следственных связей. Это и есть топы. А если рассмотреть несколько топов, то понимаешь насколько ты можешь обоготить свою речь. Думаю что в этом стоит разобраться. Например, топ "род - вид" отражает универсальный закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция), когда кошка тоже может быть не только "домашним животным". Топ "Определение" служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. С помощью этого топа мы можем сказать что " школа - это храм науки", а "лиса - очень хитрый зверь". Топ "Целое - части" поможет нам при характеристике городов, например, "Иркутск - столица Восточной Сибири, расположен недалеко от озера Байкал". Под топом «свойства» подразумеваются очень близкие друг другу смысловые модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. А топ " сопоставление" поможет нам найти сходства и различия между людьми, животными и не только. "Голос человека был высок, как свист поезда". Топ "причина - следствие" хорошо показывает наш поход к психологу, когда тот ищет причину вашего вопроса. Топ " обстоятельство" выражает место, время, условия осуществления действия. Например " Дело было во деревне Ольховке". Топ "пример" представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. А топ "свидетельство" - это обращение к цитатам и изречениям умных людей, мыслителей, философов.Топ " имя" обращает нас к внутренней форме слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Изучив данную статью, могу со смелостью сказать, что стану умней в плане того, как более точно выразить свою речь. Думаю, что знание полученные из статьи "10 важных топов" мне очень помогут в жизни!

Павел Усатых комментирует...

Нового я в этой статье для себя не нашел, но приятно иногда освежить постулаты в своем сознании. Безусловно, необходимо чаще вспоминать об этих топах, они есть рациональное зерно логичного и последовательного, адекватного поведения человека. Нам, как людям творческим, часто предающимся пыланию страстей (пишу не без доли субъективизма), полезно в определенные моменты внести частичку прогматики в свое поведение, подумать заранее, к чему может привести неверно сказанное слово или необдуманное действие(причина-следствие).Так же некоторые из этих топов помогают усвоить примитивное миростроение, с которым мы сталкиваемся каждодневно("род-вид", "определение", "целое-части", "свойства"). Ну и наконец, самые важные, на мой взгляд, из представленных топов-те, которые помогают грамотно и ясно выстраивать общение с окружающими("обстоятельство", "пример", "свидетельство"). Так же они, при достаточном кругозоре, позволяют разнообразить речь и стать, тем самым, интересным собеседником, что очень ценится в наше время, характеризующееся повсеместным культурным упадком.

Надежда Железняк комментирует...

Каждый из топов несёт в себе ту или иную цель преподнесения информации. Когда я общаюсь с человеком, пожалуй время от времени пользуюсь разными топами, хотя не могу сказать какими больше, все они бывают по своему уместны и наиболее эффективны. Что очень важно для меня, здесь есть названия для них, что помогает их собрать вместе по именам в памяти.

Анонимный комментирует...

Благодарю! Превосходно изложили. Теперь ясно понимаю, о чём идёт речь.

Анонимный комментирует...

Павел Усатых, вам, "как людям творческим", неплохо было бы грамоте подучиться. Слово "прагматика" пишется через А..