Общение в современном мире – роскошь или необходимость?

Зачем нужна риторика
Т.А. ЛадыженскаяУчительская газета, 2006 г., 6 июня, с.11.

Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

Ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе Требования к уровню подготовки учеников декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Риторика как учебный предмет отвечает этому важному важному социальному заказу. Начиная с 1992 г., риторика преподается как предмет регионального или школьного компонента, иногда как элективный курс (по выбору учеников) во многих регионах России. Для реализации идей этого учебного предмета были созданы учебные пособия с I по XI класс авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской, которая является автором концепции “Риторика общения”, программы курса. Все учебные пособия по риторике[1] получили грифы «Рекомендовано» и «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации.

Риторика учит школьника анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем он говорит, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, ученики развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов.
Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимальных решений проблем вместе с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными.

Риторика учит гуманитарному мышлению учеников и учителей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?)
Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает школьникам осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит важным общеучебным умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умениям извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад и т.д. Данные международных исследований PISA-2003 по оценке образовательных достижений 15-летних школьников свидетельствуют о том, что российские школьники недостаточно владеют такими общеучебными умениями.
 

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радио- передач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю. М. Лотмана, это то, как мы общаемся.
 
Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.
Поэтому в новое тысячелетие “врывается” в школу риторика (культура общения, культура речи и т.д.).
 
Современная школьная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная школьная риторика от той, которая преподавалась в 18 -19 веках.
 
Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.
 
Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.
[1] Названия учебников: “Детская риторика” (для I-IV классов), Школьная риторика (для V-VII классов), “Риторика” (для VIII- XI классов).

8 комментариев:

lurox комментирует...

1. Я спросила у сына, ученика 10-го класса, знает ли он, что такое риторика? Быть может в школе что то говорили? Не знает. Спросила у ребят, живущих по соседству. Они тоже не слышали о таком предмете. Но вот высказываться, четко формулировать свою мысль и доносить ее смысл до слушателя, пересказывать увиденное, прочитанное, выявляя самую суть предмета хотелось бы уметь. Хотелось бы, но не умеют. Даже в общении со сверстниками испытывают затруднения в изложении своих мыслей, слишком малый словарный запас. Часто просто пренебрежение русским языком, потому что так проще, так говорят все. «Риторика учит гуманитарному мышлению». Риторика учит мышлению! Как же это важно, нужно, полезно, крайне необходимо! Т.к. на мой взгляд, многие «члены общества» мыслить просто разучились. Риторику следовало бы преподавать, как обязательный предмет с самого начала обучения.

Аркадий Александрович Князьков комментирует...

Спасибо за отзыв!

"Риторику следовало бы преподавать, как обязательный предмет с самого начала обучения."

Полностью согласен. Наша кафедра (риторики и культуры речи МПГУ) под руководством Т.А. Ладыженской разработала школьные учебники с 1-го по 11 класс. Пока примерно 15% школ ввели риторику в круг преподаваемых предметов.
Надеюсь, данный сайт поможет тем, кто интересуется риторикой.

Narika комментирует...

Действительно,я не могу не согласиться с этой статьей...часто я лично сталкиваюсь с такой проблемой,как неумение выражать свои мысли...это касается не только меня,но и моих друзей и близких...зачастую все ссоры,проблемы и вопросы начинаются из-за непонимания друг друга.Очень жаль,что Риторика,как предмет полноценно не преподают в школах...не могу не признаться в том,что редко посещала занятия по Риторике у себя на факультете,но прочитав эту статью,начинаю осознавать то,что многое,что я избегаю в своей жизни и есть то в чем я нуждаюсь.

Сергей Новоселов комментирует...

А меня давно одолевал вопрос: почему нас в школе учили правильно писать, но не учили правильно говорить? Хотя бы на техническом уровне (например, ставить правильно ударения). Это потом, когда я стал постарше, я понял, что "научить нельзя, можно научиться". Но там-то, в школе, я не мог этого понимать! А ведь это - навык составлять слова в предложения - одна из очень многих составляющих предмета "Риторика". Поэтому, конечно же, я считаю, что такой предмет должен быть в школьной учебной программе обязательным. И не только в школьной. Просто это поможет избежать многих ненужных вещей в жизни.
А учитывая то, какое количество предложений из серии "Курсы ораторского искусства", "Курсы по системе Д.Карнеги" существует сегодня на рынке, думаю, что и само общество уже осознало необходимость изучения данного предмета.
Сергей Новоселов

Надежда Железняк комментирует...

Всегда чувствовала нехватку навыков в области педагогической именно риторики. Пыталась как-то дойти сама, думала может родители должны подобному учить, но слишком многие родители не способны дать подобные знания. Изучала античную риторику - но это оказалось совсем не то. И вот неожиданно такой многосторонний опыт, толчок вперёд в правильном выражении идей! Мне кажется подобная риторика является частью социализации человека и нужна с самого раннего периода жизни для дальнейшей свободы воплощения себя.

Дарья Машина комментирует...

Полностью соглашусь с мнением, что риторику стоит преподавать с самого начала обучения. Необходимо прививать людям культуру общения, учить вести дискуссии, грамотно пользоваться аргументами - истинными аргументами. А также рассказывать о неэтичной чёрной риторике - чтобы человек, когда его пытаются переспорить с использованием недопустимых аргументов ad hominem, к примеру, осознавал, какими нечестными способами на него воздействуют и имел полное право мотивированно прекратить это.

Ксения Бабина комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Ксения Бабина комментирует...

Риторика нужна не только для того, чтобы уметь выражать свои мысли, но также и для того, чтобы понимать чужие. Она необходима для того, чтобы в мире избыточной информации и релятивизма ценностей уметь вычленить логически верную мысль, понять: истинно или ложно то, что до тебя пытается донести окружающий тебя мир.…..

В этом смысле риторика – это не только необходимое средство общения, но и орудие защиты.